Маркировка дизельного топлива помогает идентифицировать и классифицировать его типы, подтверждает его качество, безопасность и соответствие требованиям действующих ГОСТов. Она обеспечивает прозрачность деятельности производителей и поставщиков горючего, защищает интересы потребителей, исключая подделки продукта, способствует нормальному функционированию соответствующего сегмента рынка.
Маркировка содержит информацию о сезонности ДТ, типе и экологическом классе, тем самым помогая покупателям выбрать оптимальное дизтопливо. Кроме того, она является контролирующим инструментом, который используют органы, регулирующие продажи топлива.
Документом, регламентирующим параметры и условия применения дизельного топлива является ГОСТ «305-2013 Топливо дизельное. Технические условия».
Как расшифровать маркировку
Первые две буквы ДТ – это обозначение горючего для дизельных ДВС.
Затем идёт одна из следующих букв: Е, или Л, или З или А. Они информируют о сезонности нефтепродукта. Согласно ГОСТу для каждого из них предусмотрена максимальная температура фильтруемости, при которой топливная система и ДВС работают без перебоев. Что они обозначают?
- Л — это летнее топливо сортов A, B, C, D;
- Е — это межсезонное топливо сортов E и F;
- З — это зимнее топливо классов 0, 1, 2 и 3;
- А — это арктическое топливо класса 4.
Следует всегда приобретать горючее, рассчитанное на определённую погоду.
Третьим пунктом будут сочетания К2, К3, К4 или К5. Они дают сведения об экологическом классе дизтоплива – содержании в нём токсичных сернистых соединений. В России с 01.01.2015 разрешено продавать для заправки автомобилей только топливо класса К5.
Солярка классов К3 и К4 также производится в РФ, но она используется только в буровых нефтедобывающих установках или для поставки в регионы, не входящие в таможенные территории ТС, в рамках государственного оборонного заказа.
Допускается следующее содержание серы:
- Для К5 – это 10 мг/кг;
- Для К4 – это 50 мг/кг;
- Для К3 – это 350 мг/кг;
- И для К2 – это 500 мг/кг.
А теперь подробнее о видах горючего по сезонам.
Летние марки
Это дизтопливо должно сохранять жидкое состояние до 0°C. Если температура будет ниже, оно начнёт густеть и перестанет поступать в цилиндры. И завести машину на нём даже в небольшой мороз будет очень сложно. Самым распространённым сортом данной горючки является сорт С со следующими характеристиками:
- Цетановое число от 51 и выше, но не более 60;
- Плотность при температуре от +20°C – от 820 кг/м³;
- Кинематическая вязкость при +20°C – от 3 до 6 мм³/сек;
- Температура замерзания от +5°C и ниже.
Межсезонные марки
Это горючее представляет собой компромиссный вариант. Им заправляются, когда на летнем дизтопливе ездить уже нельзя, а на зимнем – ещё нельзя. К этому виду относятся сорта Е и F. Их средние ключевые показатели:
- Цетановое число от 51 и выше, но не более 60;
- Плотность при +15°С – от 820 до 845 кг/ м³;
- Кинематическая вязкость при +40°С от 2 до 4.5 мм³/сек;
Это дизельное топливо применяют в межсезонье, когда температура несколько раз переходит от минуса к плюсу. Но следует помнить, что зимой в сильный мороз им заправляться не рекомендуется, чтобы избежать засорения топливной системы и поломки двигателя.
Зимние марки
Они подразделяются на классы с нулевого по третий. Используются в России, начиная с октября-ноября и до марта-апреля. Состав разработан таким образом, что его можно использовать в сильные морозы до -35°С. Их главные характеристики:
- Цетановое число – от 47;
- Плотность - не более 840 кг/м³;
- Кинематическая вязкость при +40 °C – от 1.8 до 5.0 мм³/сек.
Зимнее горючее можно использовать также весной и осенью, независимо от того, плюсовая температура или минусовая на улице.
Арктическое ДТ
Оно предназначено для заправки автомобилей в суровых климатических условиях Крайнего Севера, так как благодаря наличию специальных присадок сохраняет свои эксплуатационные свойства при -55С°. Его параметры:
- Цетановое число – не менее 47;
- Плотность – от 800 до 845 кг/м³;
- Кинематическая вязкость при +40 °C – от 1.2 до 4.0 мм³/сек.
Арктическое дизтопливо разделяется на классы: 5 (для -48°С) и 6 (для -52°С).
Экологические классы
С 2016 года автомобили и другую технику, кроме буровой, можно заправлять только дизтопливом класса Евро5 или К5. Есть ещё один вид ДТ, в котором содержание сернистых соединений зашкаливает, доходя до 2000 мг/кг. Но оно в свободную продажу не поступает. Его изготавливают по государственному оборонному заказу исключительно для тяжёлой военной техники: танков, самоходных машин и т.д.
Заключение
Итак, если вы хотите расшифровать маркировку, то уже смогли убедиться, что сделать это очень просто. Например, ДТ-Л-К5 означает, что реализуется летнее дизельное топливо с низким содержанием серы 5 класса экологической безопасности. Так вы сможете подобрать необходимое вам горючее.